Московское центральное кольцо — первый вид столичного общественного транспорта, который изначально создавался с учётом самых современных требований пассажиров к комфорту. Множество удобств и приятных мелочей рассчитаны как на обычного пассажира, так и на все группы граждан, требующих особого внимания и помощи. Сравним, как решались вопросы комфорта в царском поезде Николая II и в современной «Ласточке».
«Первой российской железной дорогой, связавшей столицу с Царским Селом, была 27-километровая Царскосельская, пущенная в 1837 году, и поначалу, по будням, работавшая на конной тяге, паровоз «запрягали» лишь по выходным, — рассказывает историк железных дорог Николай Игнатенко. — Длина этой первой российской «железки» не превышала 30 километров, поэтому первым по-настоящему масштабным проектом принято считать двухпутную дорогу Санкт-Петербург — Москва, запущенную в 1851 году».
Погода в вагоне
Специальный царский состав для этой дороги нёс в себе все мыслимые достижения технологий комфорта и удобства того времени. Едва ли не основной системой была климатическая, наиболее важная в России с её лютыми зимами и тяжело переносимой на контрасте, пусть и короткой, летней жарой. Свежий воздух в вагоны поступал из воздухозаборников на крышах по медным трубам, и поток его регулировался. На стоянке движение воздуха обеспечивали электрические потолочные вентиляторы, а для отопления через вагоны проходили водяные трубы угольных котлов, температуру в которых пассажиры также могли регулировать, связавшись по телефону с истопником, — ведь весь состав был телефонизирован аппаратами фирмы Сименса и Гальске!

Позже, когда строился поезд для императрицы Марии Александровны, страдавшей легочными заболеваниями, в её вагоне был установлен натуральный климат-контроль, говоря современными терминами: вне зависимости от погоды «за бортом», в салоне поддерживалась стабильная температура и даже влажность — благодаря специальным увлажнительным автоматам.
«Мощные кондиционеры в каждом вагоне не только автоматически поддерживают комфортную температуру в любое время года, но и очищают воздух от вирусов с помощью встроенных ультрафиолетовых ламп»
Роман Латыпов,
первый заместитель начальника Московского метрополитена по стратегическому развитию и клиентской работе
«Сегодня в поездах «Ласточка», курсирующих по МЦК, действует современная система климат-контроля, которая, совместно с герметичными дверьми и оконными стеклопакетами, обеспечивает идеальную атмосферу для пассажиров, — говорит первый заместитель начальника Московского метрополитена по стратегическому развитию и клиентской работе Роман Латыпов. — Мощные кондиционеры в каждом вагоне не только автоматически поддерживают комфортную температуру в любое время года, но и очищают воздух от вирусов с помощью встроенных ультрафиолетовых ламп. А зимой, чтобы атмосфера в вагонах не остывала резко после остановки на станции, специальная система заранее выводит тёплый воздух наружу, перед дверьми вагона, и создаёт тем самым тепловую завесу, которая не даёт холодному уличному воздуху попасть внутрь».
Связь, новости, игры
Раз уж была упомянута телефонизация царских поездов, стоит отметить, что в них имелась не только связь между вагонами, но и "мобильная связь" — с внешним миром! Её сконструировал знаменитый российский инженер-электрик, изобретатель и выпускник физико-математического факультета Петербургского университета Павел Михайлович Голубицкий. Для простейшей телеграфной связи абоненты должны быть соединены двумя проводами, и для этого вдоль полотна железной дороги Москва — Санкт-Петербург были расставлены столбы с протянутым вдоль них проводом — вторым служили рельсы. Чтобы позвонить на ближайшую станцию, поезд останавливался, и телеграфный аппарат, установленный в багажном отсеке, подключался одним контактом к рельсам, а вторым, с помощью длинного шеста с контактным крючком на конце, — к подвесным проводам!
«Сегодня скорость доступа в Интернет посредством Wi-Fi в поездах МЦК такова, что на всём протяжении пути стабильно работает Skype и другие приложения для видеозвонков, — отметил Илья Грабовский, директор по внешним коммуникациям АО «МаксимаТелеком», оператора Wi-Fi в московском метро и на МЦК. — Кроме того, сеть в вагонах можно использовать для просмотра онлайн-видео высокого качества. Музыкальные стриминговые сервисы тоже работают без каких-либо нареканий. А некоторые пассажиры любят использовать нашу сеть для различных онлайн-игр — например, по пути домой некоторые пользователи играют в World of Tanks, иногда даже в гарнитуре — видимо, общаются с другими игроками своей команды во время боя!»

Напомним, что бесплатный Wi-Fi в метро появился два года назад — 1 декабря 2014 года. Тогда появление такого сервиса было настоящим чудом, сегодня же Wi-Fi в общественном транспорте стал неотъемлемой частью жизни москвичей и гостей столицы. Недавний запуск МЦК, конечно, заметно увеличил число пользователей сервиса: сегодня каждый день на всех линиях метро (а МЦК, как известно, отметили номером «14») высокоскоростным Wi-Fi пользуется до 1,5 млн человек, совершая около 3 млн подключений и генерируя до 70 терабайт трафика.
Едем со своими колёсами!
В императорском поезде Николая II был так называемый «гараж-вагон», где вместе с самодержцем путешествовал его огромный лимузин Делонэ-Бельвилль (Delaunay-Belleville), управлял которым обычно князь Владимир Орлов, самый страстный автомобилист при дворе Его Величества", — продолжает историк железных дорог Николай Игнатенко.

Сегодня, конечно, в поезде МЦК личный автомобиль не перевезёшь (хотя на поездах дальнего следования РЖД такая услуга есть!), но для велосипедистов на кольце созданы все условия. Часть поездов во втором и четвёртом вагонах уже оснащена удобными креплениями для велосипедов за счёт перекомпоновки кресел, а в скором времени для перевозки велосипедов будут приспособлены все поезда «Ласточка». Для автомобилистов у 17 станций Московского центрального кольца появятся перехватывающие парковки — в общей сложности они будут рассчитаны на 3,5 тысячи машино-мест. Сейчас стоянки, где бесплатно можно оставить автомобиль, уже появились у четырёх станций: «Ботанический сад», «Локомотив», «Лужники» и «Бульвар Рокоссовского». В дальнейшем планируется, что это будут такие же перехватывающие парковки, какие сейчас работают у станций Московского метрополитена.
С появлением МЦК слоган «На работу – на велосипеде!» становится действительно реальным
«Появление кольца сильно упростило жизнь любителям двухколёсного транспорта, и в первую очередь тем, кто ездит на велосипеде на работу, разгружая тем самым автодороги города, — подтверждает куратор московского сообщества велосипедистов Let's bike it! Владимир Кумов. — Я сам, к примеру, часто езжу по работе в «Москву-Сити»: от дома я в любое время года доезжаю на велосипеде до станции МЦК "Окружная", что занимает буквально минут десять, а дальше по кольцу до «Сити». И таких вот «связок» у людей появилось очень много. Это и есть та самая настоящая коммуникация общественного транспорта и велосипеда, за которую мы всегда ратовали! С появлением МЦК слоган «На работу – на велосипеде!» становится действительно реальным».
Удобства для всех и каждого
Один из вагонов царского поезда назывался детским и предназначался в основном для великих княжон Ольги и Татьяны, а также двух их фрейлин, делясь на четыре отдельные комнаты с дворцовой отделкой. Вагоны "Ласточек", конечно, не могут конкурировать с роскошью императорского состава, но, знаете ли, мамы довольны! А это главное!

«Удобство МЦК моя семья уже ощутила в полной мере, — говорит москвичка Евгения Подарина, активистка движения многодетных родителей Юго-Западного округа столицы, мама четырёх дочерей — 26-летней Серафимы, 17-летней Любы, 14-летней Вари и 9-летней Арины. — У меня прямо рядом с домом появилась станция МЦК «Крымская». По работе я часто езжу в Российскую академию наук, и от «Крымской» до метро «Ленинский проспект» — три минуты! Раньше же приходилось добираться на такси или на автобусах — дорого или долго. «Ласточки» меня просто поразили: чисто, тихо, красиво! Ну и, конечно же, очень комфортно с детьми ездить: двери широкие, светлые вагоны, туалеты, социальная карта москвича работает, с коляской удобно. Да и одних детей отправить тоже можно! У меня сейчас 14-летняя Варвара по МЦК ездит на дополнительные занятия, скоро Арина будет ездить. Очень волнительно отпускать детей одних в метро в час пик, когда переходы переполнены: дети маленькие и лёгкие, их без взрослых толпа может просто потащить. Теперь же дочка садится в поезд возле дома и спокойно едет, минуя станции пересадок в метро!
Вся инфраструктура МЦК изначально приспособлена для людей с ограниченными возможностями здоровья. На 26 станциях есть лифты и эскалаторы, а на пяти станциях, где перепад высот небольшой, установлены специальные подъёмники для инвалидов-колясочников. На каждом ТПУ есть санитарные комнаты, удобные для пользования пассажирами на инвалидных креслах. Все платформы оборудованы тактильной плиткой для слабовидящих.

На всех станциях специализированные кассы разработаны по стандартам Конвенции ООН о правах инвалидов: высота расположения окон в такой кассе ниже метра, что облегчает пассажирам в инвалидной коляске приобретение билета. К тому же на МЦК, как и в метро, работают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров Московского метрополитена. По заявке они бесплатно сопроводят тех, кому трудно ездить в одиночку.

«Могу подтвердить, что МЦК на сегодняшний день, пожалуй, единственный вид транспорта, наиболее приспособленный для инвалидов всех нозологий! — говорит Иван Мещеряков, инвалид-колясочник, зампред Общественного совета по делам молодых инвалидов «18+» при Департаменте социальной защиты населения города Москвы. — В поездах и на станциях имеются специально выделенные места для инвалидных колясок, и даже специально оборудованные туалетные кабины в вагонах!»
А ещё — это просто красиво!
«Некрасивые самолёты не летают!» — говаривал знаменитый авиаконструктор Туполев. То же самое касается и МЦК: в поездах и на станциях не просто быстро и комфортно, но ещё и красиво и уютно. И во многом эта красота реализована согласно желаниям самих москвичей, голосовавших в проекте «Активный гражданин».

«Всю лучшую практику из метрополитена, понравившуюся пассажирам, мы перенесли на МЦК. Например, зарядки для телефонов, цветы. Искусственные, правда, но всё равно пространство теперь смотрится более уютным, — отметил Роман Латыпов. — По просьбам представительниц прекрасного пола повесили зеркала. Поставили стойки «Живое общение», за которыми сотрудники могут выдать карту, подсказать, как построить маршрут, где ближайшие достопримечательности».
В 500-метровом «коридоре» вокруг кольца скоро приведут в порядок больше 30 кв. км территорий — это по площади как два Измайловских парка! Установят новые фонари, скамейки, проложат дорожки, очистят всё от мусора, посадят новые деревья и цветы. Даже видовые зоны сделают в особенно красивых местах. Ну и конечно, продолжится работа над комфортом — МЦК проект молодой, у него возникнет ещё много «точек соприкосновения с городом». На следующих этапах появятся дополнительные «связки» МЦК со станциями пригородных электричек и метро; там, где это возможно, будут строиться тёплые переходы между этими точками. Кроме того, уже сейчас на пригородных железнодорожных направлениях платформы сдвигаются поближе к МЦК для более удобной пересадки.

Евгений Балабас
МЦК
ИСТОРИЯ
ДОСУГ
ИНВЕСТИЦИИ
КОМФОРТ
ОПЫТ
Иллюстрации: РИА Новости, Shutterstock Inc, Агентство городских новостей «Москва»,
пресс-служба Московского метрополитена, пресс-служба ОАО «РЖД»

© 2016 Все права защищены News Media